Компания Nikola, специализирующаяся на производстве электрических грузовиков, официально объявила о банкротстве и планирует распродажу своих активов. Это стало еще одной жертвой нестабильной ситуации на рынке электромобилей, где стартапы сталкиваются со сниженным спросом, финансовыми трудностями и быстрым истощением средств.
Об этом сообщает ProIT
Nikola пережила сложный путь, включая многочисленные изменения руководства, падение акций и обвинения со стороны биржевых спекулянтов. Генеральный директор компании Стив Гирски отметил:
«Как и многие другие компании в области электромобилей, мы столкнулись с рыночными и макроэкономическими вызовами, которые усложнили нашу работу. Несмотря на все наши усилия, нам не удалось преодолеть эти трудности».
Сначала Nikola занималась производством батарейных грузовиков, но со временем сместила акценты на водородные электрические грузовики. В компании заявили, что распродажа активов позволит максимизировать стоимость и организовать упорядоченное закрытие. Некоторые сервисные центры и водородные заправки продолжат свою работу до конца марта.
Штаб-квартира Nikola расположена в Финиксе, штат Аризона. Компания начала поставлять первые автомобили лишь в декабре 2021 года. В 2023 году серия пожаров в ее электрических грузовиках привела к отзыву всех автомобилей, что негативно сказалось на доверии потребителей.
В 2024 году Nikola активно начала выпускать водородные грузовики, но каждый проданный автомобиль приносил компании значительные убытки. Высокие кредитные ставки отпугивали потенциальных покупателей, и операторам автопарков было сложно перейти на электрические грузовики. Завод Nikola в Кулиджи, штат Аризона, имел потенциал производить 2400 грузовиков в год.
На момент банкротства компания имела активы на сумму от $500 млн до $1 млрд, а ее долги достигали от $1 млрд до $10 млрд. Конец сентября принес падение денежных резервов до $198,3 млн, тогда как еще в конце 2023 года эта цифра составляла $464,7 млн. Когда Nikola подала заявление о банкротстве, у нее оставалось лишь $47 млн.
В среду акции Nikola упали на 38%, снизив рыночную капитализацию до менее чем $50 млн. Для сравнения, в 2020 году компания оценивалась в $27 млрд, что превышало стоимость Ford. Акции компании неоднократно опускались ниже $1, и в 2023 году ей пришлось провести обратный сплит, чтобы соответствовать биржевым требованиям Nasdaq.
После выхода на биржу в 2020 году Nikola стала жертвой скандального отчета инвестиционного фонда Hindenburg, который обвинил ее в мошенничестве. Несмотря на опровержения компании, ее основатель и бывший CEO Тревор Милтон в 2022 году был осужден за мошенничество и получил четыре года тюремного заключения.
Nikola стала очередной компанией, которая не выдержала жесткой конкуренции и финансовых трудностей на рынке электромобилей. Высокие затраты, низкий спрос и технические проблемы привели к краху, и теперь компания пытается продать свои активы, чтобы минимизировать убытки.
Многие компании, вышедшие на биржу во время пандемии с обещаниями изменить рынок электромобилей, также не смогли выжить. Такие бренды, как Fisker, Proterra и Lordstown Motors, также объявили о банкротстве из-за высоких процентных ставок и сокращения финансирования. Даже Tesla под руководством Илона Маска в этом году испытала первое падение продаж.