Обновленный законопроект Украины относительно виртуальных активов претерпел значительные изменения по сравнению с первоначальной версией, представленной Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦПФР). В частности, изменения коснулись вопросов налогообложения и регулирования, о чем говорится в высказываниях представителей комиссии.
Об этом сообщает ProIT
24 апреля 2025 года Комитет Верховной Рады Украины (ВРУ) по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики поддержал обновленный законопроект. В его разработке участвовали несколько ведомств, в том числе НКЦПФР, Министерство цифровой трансформации и Национальный банк Украины (НБУ).
Согласно заявлению НКЦПФР, различия между первоначальным текстом законопроекта №10225 и зарегистрированным вариантом №10225-д составляют около 30%, и эти изменения имеют принципиальное значение. Об этом указала советник НКЦПФР Вита Форсюк в разговоре с редакцией.
Изменения в налогообложении и авторизации провайдеров
В новой редакции законопроекта изменены положения о налогообложении, в частности учтены предложения о освобождении физических лиц от налога на доходы от майнинга и стейкинга, а также введение неналогового лимита. Кроме того, нормы относительно финансового мониторинга переводов виртуальных активов были доработаны с учетом требований Travel Rule ЕС.
«В законопроекте исключено упоминание о НКЦПФР как регуляторе — ее заменили формулировкой “орган, который должен быть определен КМУ по согласованию с НБУ”. Также предусмотрена возможность автоматической авторизации провайдеров услуг и публичной предложения виртуальных активов в определенных случаях, что значительно повышает риск проникновения на рынок лиц с российским гражданством или финансовых учреждений, поддерживающих агрессию РФ против Украины», — подчеркнула Форсюк.
Предотвращение рисков для рынка
Глава НКЦПФР Руслан Магомедов отметил необходимость дальнейших изменений в законопроекте. Комиссия предлагает отказаться от автоматической авторизации для иностранных поставщиков услуг (CASP), даже из так называемых «надежных» юрисдикций, заменив ее на механизм упрощенной проверки, чтобы предотвратить допуск на рынок субъектов с российскими связями.
Народный депутат Ярослав Железняк ранее заявлял, что текст документа может существенно измениться между первым и вторым чтениями в ВРУ. Он также подчеркнул, что вопрос выбора регулятора для рынка криптоактивов остается политизированным.
Глава Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данило Гетманцев неоднократно выражал сомнения относительно назначения НКЦПФР регулятором, ссылаясь на отсутствие институциональной способности.
НКЦПФР подчеркивает, что международная практика требует, чтобы регулирование виртуальных активов осуществлял орган, ответственный за рынок капитала. «Этот подход соответствует принципам IOSCO, установленным Международной организацией комиссий по ценным бумагам», — отметила Форсюк.
Отметим, что предоставление НБУ полномочий по регулированию сектора виртуальных активов может привести к регуляторному арбитражу на рынке капитала. НКЦПФР подчеркивает, что определение критериев для «токенизированных ценных бумаг» принадлежит исключительно к ее компетенции.