Среди ученых активно обсуждается термин «эффект Голлума», который обозначает токсичное собственническое поведение старших научных сотрудников, стремящихся монополизировать ресурсы и темы для исследований. Этот вопрос стал предметом исследования, проведенного в Немецком центре интегративных исследований биоразнообразия в Лейпциге.
Об этом сообщает ProIT
Опрос, в котором приняли участие 563 экологи из 64 стран, показал, что 44% респондентов испытали на себе «эффект Голлума», когда старшие ученые отказывались делиться данными и ресурсами для исследований, а также скрывали научные методики, что усложняло проведение аналогичных исследований. Среди них 18% отметили, что сталкивались с этим эффектом неоднократно. Особенно этот эффект проявлялся в отношении молодых ученых, которые только начинают свою карьеру.
Токсичность академической среды
46% опрошенных указали, что токсичное поведение демонстрировали ведущие исследователи, а 35% сообщили о негативных влияниях со стороны собственных научных руководителей. Многие из них сталкивались с трудностями в планировании исследований, подготовке рукописей и проведении полевых исследований. В результате более двух третей респондентов отметили проблемы в карьере, включая отказ от проведения исследований, смену научных учреждений или завершение академической деятельности.
Среди тех, кто испытывал «эффект Голлума», 54% столкнулись с ним во время обучения в аспирантуре, 32% — в магистратуре, 31% — в постдокторантуре, а 27% — во время обучения в бакалавриате. Влияние этого эффекта также испытали независимые исследователи, старшие научные сотрудники и профессора.
Причины и последствия токсичного поведения
Исследователи также отмечают случаи кражи научных идей или подрыва усилий, связанных с проведением определенных исследований. Старшие ученые часто монополизируют места исследований, не позволяя другим ученым изучать отдельные организмы или среды. Ключевой причиной распространенного проявления «эффекта Голлума» считается чрезвычайная конкуренция в академической среде, ограниченное финансирование и возможности для карьерного роста.
Таким образом, ученые сталкиваются с давлением, требующим обеспечения ресурсов и публикации научных статей в агрессивной среде. Это, в свою очередь, подрывает принципы открытой науки, подавляет разнообразные точки зрения и замедляет научный прогресс. Для решения проблемы ученые предлагают обсуждение последствий «эффекта Голлума» и реформирование академической культуры, продвигая практику открытой науки и подотчетности.
«Неуверенные в правдивости»: MIT отозвал статью о преимуществах ИИ в научных исследованиях.
Результаты исследования были опубликованы в журнале One Earth.