Главная Главное Как использование искусственного интеллекта влияет на развитие человеческого мозга

Как использование искусственного интеллекта влияет на развитие человеческого мозга

Использование искусственного интеллекта — в частности, таких инструментов, как ChatGPT — стало предметом активных обсуждений в научном сообществе относительно его влияния на критическое мышление человека. С момента появления ChatGPT почти три года назад специалисты выражают беспокойство, что чрезмерная зависимость от ИИ может сдерживать формирование базовых навыков анализа и решения проблем.

Об этом сообщает ProIT

Результаты исследования MIT: ИИ и когнитивный долг

Команда исследователей Массачусетского технологического института провела эксперимент, привлекая 54 взрослых, которые в течение четырех месяцев писали три эссе, используя либо ChatGPT, либо поисковую систему, либо полагаясь только на собственные знания. В ходе исследования ученые анализировали электрическую активность мозга и проводили лингвистический анализ текстов участников.

Результаты показали, что те, кто активно использовал ИИ, демонстрировали меньшую когнитивную вовлеченность, хуже запоминали свои работы и чувствовали меньшую ответственность за написанное. На четвертом этапе эксперимента участники менялись ролями: те, кто ранее использовал только собственный мозг, начали пользоваться ИИ, и наоборот.

«Группа, которая перешла на использование ИИ, показала худшие результаты и вовлеченность, которая была лишь немного лучше, чем у другой группы во время их первой сессии, и значительно ниже, чем вовлеченность группы, которая использовала только мозг во время их третьей сессии».

Ученые подчеркивают, что эти результаты указывают на возможный эффект накопления «когнитивного долга» при длительном использовании ИИ. В то же время только 18 участников дошли до четвертого этапа, поэтому выводы требуют дополнительной проверки.

Искусственный интеллект и эволюция учебных подходов

Некоторые эксперты отмечают, что часть выводов исследования может быть связана с особенностями его структуры. В частности, участники, которые долго работали без ИИ, существенно повысили свою когнитивную эффективность за счет повторения задания, что известно как эффект знакомства. Напротив, участники, которые пробовали писать эссе без ИИ всего один раз, не смогли продемонстрировать такой же уровень результата.

Исследователи обращают внимание на исторический опыт внедрения калькуляторов в 1970-х годах. Тогда сложность экзаменов была повышена, и калькуляторы стали инструментом для решения более сложных задач, а не просто заменой базовых навыков. В настоящее время большинство образовательных учреждений не пересматривают подход к использованию ИИ в обучении, в результате чего ученики часто перекладывают часть ответственности за мышление на цифровые инструменты, что может способствовать развитию «метакогнитивной линии».

искусственный интеллект

В то же время специалисты подчеркивают, что ИИ может стать полезным инструментом для выполнения задач, которые иначе были бы невозможными или слишком сложными. Например, учеников можно привлекать к созданию плана урока с использованием ИИ, а затем оценивать качество этого плана во время устного экзамена. Это способствует развитию гибких навыков и умению критически работать с цифровыми технологиями.

Современные подходы к обучению должны учитывать изменение роли интеллектуальных инструментов. Написание эссе или выполнение вычислений вручную уже не является главным показателем критического мышления. Ключевым остается умение понимать, когда и для чего стоит использовать ИИ, а также разграничивать задачи, которые можно делегировать цифровым инструментам, и те, что требуют личной креативности и аналитики.

Читайте также

About Us

Soledad is the Best Newspaper and Magazine WordPress Theme with tons of options and demos ready to import. This theme is perfect for blogs and excellent for online stores, news, magazine or review sites. Buy Soledad now!

Latest Articles

© ProIT. Видання не несе жодної відповідальності за зміст і достовірність фактів, думок, поглядів, аргументів та висновків, які викладені у інформаційних матеріалах з посиланням на інші джерела інформації. Усі запити щодо такої інформації мають надсилатися виключно джерелам відповідної інформації.