История человечества неразрывно связана с изобретениями, которые коренным образом изменили нашу жизнь. Одной из таких технологий стало колесо — инновация, без которой невозможно представить развитие транспорта и промышленности. Последние археологические исследования свидетельствуют, что первое колесо могло появиться в Карпатах около 3900 года до нашей эры.
Об этом сообщает ProIT
Археологические находки и новые теории
Ученые до сих пор не имеют однозначного ответа на вопрос, кто именно и когда создал первое колесо. Однако теория, высказанная в 2015 году, утверждает: именно карпатские шахтеры изобрели колесо для транспортировки медной руды. Эту гипотезу подтверждают более 150 миниатюрных глиняных повозок, найденных в Карпатах, которые датируются почти 6000-летней давностью. Их поверхности украшены узорами, напоминающими плетение корзин — характерная черта местных шахтерских сообществ.
Дальнейший радиоуглеродный анализ определил эти находки как самые древние из известных изображений колесного транспорта. Это порождает интересный вопрос для инженеров и историков: как малоизвестное горнодобывающее общество смогло изобрести колесо, тогда как даже высокоразвитые цивилизации, в частности древний Египет, оставались без этого ноу-хау?
От роликов к инженерной революции
Долгое время считалось, что колеса возникли как эволюция простых деревянных роликов. Однако эта теория вызвала сомнения, так как ролики были эффективны лишь на ровной и твердой местности. Исследователи отмечают, что в открытом пространстве древнего мира ролики использовались редко, так как после каждого перемещения их нужно было переносить вперед. Именно особенности узких и ровных искусственных туннелей шахт создали благоприятные условия для использования роликов, что и могло стать толчком к изобретению колеса.

Постепенное усовершенствование роликов привело к двум ключевым инновациям. Сначала повозки получили полукруглые гнезда для фиксации роликов, что позволило им двигаться вместе с грузом в узких шахтных проходах. Это стало отправной точкой для дальнейшей модификации самих роликов.
«Ученые применили физику и инженерное моделирование, чтобы выяснить, как изменялись ролики и почему появилась знакомая форма колеса. Они создали компьютерную программу, которая симулировала эволюцию от ролика до колеса, учитывая механическое преимущество различных форм, и определили оптимальное сочетание колеса и оси».
Исследователи пришли к выводу, что механическое преимущество сыграло ключевую роль: узкая ось и большие диски на концах значительно облегчали транспортировку грузов. Такой процесс усовершенствования продолжался тысячелетиями. Позже, уже во Франции, была изобретена технология радиальных шарикоподшипников, которые по принципу работы напоминают те самые древние ролики. Таким образом, история колеса — это не одномоментное изобретение, а результат множества мелких, но важных инженерных открытий.