В Зале метеоритов Американского музея естественной истории в Нью-Йорке посетители могут увидеть настоящего «монстра» — гигантский фрагмент, известный как Анигито. Это самая большая часть метеорита Иннаанганек, также называемого метеоритом Кейп-Йорк, который когда-то совершил впечатляющее путешествие сквозь космос и теперь поражает своей массой и историей. Вес этого «небесного камня» достигает невероятных 34 тонн, что делает его одним из крупнейших известных науке фрагментов метеоритов.
Об этом сообщает ProIT
Анигито когда-то был центральной частью астероида, который распался. Его возраст оценивается примерно в 4,5 миллиарда лет – почти столько же, сколько и возраст нашего Солнца. Примерно 10 тысяч лет назад этот космический путешественник завершил своё путешествие, совершив аварийную посадку на территории современной Гренландии. История его «открытия» для западного мира датируется 1894 годом, когда исследователь Арктики Роберт Пири стал первым неместным путешественником, который его увидел. Однако важно отметить, что для коренного населения Гренландии, народа инуитов, этот метеорит имел огромное значение задолго до прибытия Пири.
По словам Джека Эшби, помощника директора Университетского музея зоологии Кембриджского университета, на протяжении тысячелетий метеорит Иннаанганек служил для инуитов жизненно важным источником металла.
Транспортировка 34-тонного метеорита из удалённой Гренландии в Нью-Йорк стала чрезвычайно сложной логистической задачей. Но после успешной доставки возник вопрос не менее важный: как разместить такого гиганта внутри музея, не повредив здание? Для этого инженеры разработали уникальную опорную конструкцию, которая позволила разместить метеорит на специальном фундаменте, проникающем глубоко в коренную породу, лежащую под музеем. Это означает, что вес Анигито опирается не на пол здания, а на прочные геологические структуры под ним, что обеспечивает устойчивость и безопасность.
В своей недавней книге «Память природы» Джек Эшби приводит пример Анигито, объясняя, почему большинство скелетов динозавров, представленных в естественнонаучных музеях по всему миру, являются слепками (копиями), а не оригинальными окаменелостями. Дело в том, что настоящие окаменелости динозавров, превращённые в камень, являются чрезвычайно тяжёлыми. По словам Эшби, большинство музейных зданий, особенно тех, что были построены давно, имеют деревянные перекрытия, которые не рассчитаны на выдерживание нагрузки в несколько тонн от больших окаменелых скелетов.
Кроме того, часто учёные находят лишь фрагменты скелетов динозавров, поэтому даже представленные в музеях впечатляющие скелеты, как, например, патаготитан в Музее естественной истории в Лондоне, обычно являются сборищем останков нескольких особей или дополнены слепками отсутствующих частей, чтобы создать целостное изображение. Разработка логистики, методов поддержки и оптимальных способов представления таких массивных и часто неполных образцов, как метеориты или динозавры, является лишь одной из многих сложных задач, стоящих перед сотрудниками естественнонаучных музеев. История Анигито ярко демонстрирует, как взаимодействие человека с природными коллекциями соединяет научные открытия, инженерные вызовы и размышления о влиянии человека на мир природы.