В новом масштабном исследовании установлено, что вегетарианцы чаще проявляют бунтовство и стремление к власти, чем люди, потребляющие мясо. Исследование охватило более 3 800 человек из США и Польши и было проведено психологом Джоном Незлеком.
Об этом сообщает ProIT
Особенности ценностей вегетарианцев
Результаты указывают, что вегетарианцы меньше ценят традиции, конформизм и доброжелательность, а их больше привлекают достижения, стимуляция и власть. Эти данные получены путем анализа ответов участников с помощью «Опросника ценностей портрета Шварца», методики, позволяющей определить основные мотивационные ценности человека. Теория Шварца выделяет 10 универсальных человеческих ценностей, среди которых универсализм (забота о природе и человечестве), самонаправленность (независимость) и власть (возможность влиять и контролировать).
В то же время веганы и вегетарианцы набрали более низкие баллы по таким ценностям, как безопасность, традиции и конформизм, но чаще поддерживали стремление к стимуляции, достижениям и власти. Это свидетельствует о том, что они более склонны к принятию вызовов, стремлению к личному успеху и даже лидерству.
Влияние культуры и причины выбора вегетарианства
Исследование отмечает, что в мире насчитывается более 1,5 миллиарда веганов, что составляет около 22% населения планеты. Причины выбора безмясной диеты различаются: в многих странах это религиозные убеждения (например, Индия), а в других – забота о здоровье или окружающей среде. Участники исследования самостоятельно определяли свои диетические привычки и оценивали их по ряду утверждений, среди которых «Ему нравится делать все по-своему» или «Ей важно быть богатой. Она хочет иметь много денег».
«Ей важно быть богатой. Она хочет иметь много денег».
Результаты иногда выглядели неожиданно и противоречили стереотипам: в США вегетарианцы чаще демонстрировали высокий уровень универсализма – заботы о других и окружающей среде, а в Польше эти показатели были ниже. Это может быть связано с культурными особенностями: в Польше вегетарианство остается редким явлением, поэтому отказ от мяса требует особой независимости мышления.
Интересно, что женщины чаще становятся вегетарианками, но, в отличие от других женщин, у них менее выражены такие черты, как доброжелательность и конформизм, что также противоречит распространенным представлениям. В США этические и экологические мотивы являются более распространенными причинами отказа от мяса, тогда как в Польше эти факторы менее значимы среди вегетарианцев.
Исследование подчеркивает, что отказ от мяса в западной культуре является вызовом устоявшимся нормам, ведь потребление мясных продуктов считается традиционным. Предыдущие научные работы определяли вегетарианцев как более доброжелательных и социально ориентированных, но результаты этого исследования выявили противоположную тенденцию: их мотивация больше связана с личным успехом и стремлением расти и влиять.
Публикация результатов исследования состоялась в научном журнале PLOS One.