Исследование подтвердило, что деревья, изображенные в работах выдающихся художников, таких как Леонардо да Винчи и Пит Мондриан, подчиняются определенным математическим закономерностям, которые регулируют их природную структуру. Это открытие открывает новые горизонты в понимании связи между искусством и природой, объясняя, почему люди интуитивно могут узнавать эти изображения как деревья.
Об этом сообщает ProIT
В природе деревья формируют самоподобные разветвления, называемые фракталами, где одинаковые структуры повторяются на разных масштабах — от ствола до самых тонких веточек. Новое исследование, опубликованное в журнале PNAS Nexus, математически проанализировало пропорции толщины веток в художественных изображениях деревьев.
Открытия да Винчи
Исследователи выявили математические правила, описывающие соотношения между диаметрами веток и их количеством на разных уровнях. Они сравнили эти закономерности с теориями, используемыми в биологии для описания роста деревьев. Еще в эпоху Возрождения да Винчи заметил принцип сохранения общей толщины дерева во время разветвления. Он ввел параметр α для определения соотношения между толщинами основной ветки и ее отростков, утверждая, что если толщина основной ветки равна сумме толщин двух меньших веток, то α равно 2.
«Серое дерево», Пит Мондриан, 1911, Гементемузеум, Гаага
Искусство и наука в единстве
Исследователи проанализировали изображения деревьев в искусстве различных эпох и культур, в том числе на фресках мечети Сиди Саид в Индии в 16 веке, японской живописи периода Эдо и абстрактных картинах XX века. Выяснилось, что значение α в этих произведениях колеблется от 1.5 до 2.8, что соответствует наблюдениям в реальных деревьях. Это свидетельствует о том, что художники, даже не осознавая этого, придерживались природных математических закономерностей при изображении деревьев.
Даже абстрактные работы, такие как «Серое дерево» Пита Мондриана, которое не содержит традиционных цветов деревьев, все равно воспринимаются как деревья благодаря реалистичному значению α.
Результаты этого исследования подчеркивают, что искусство и наука могут взаимодополнять друг друга в изучении природы и человеческого восприятия. Это открывает новый взгляд на возможности оценки и воспроизведения красоты деревьев в искусстве. Скрытая математика не только формирует природу, но и влияет на художественное отражение окружающего мира, делая изображения деревьев более естественными и гармоничными для человеческого глаза.